Участие в фестивале «Кыновские зори» в Лысьвенском районе
Кын – такое место на земле, которое трудно забыть и с чем-то спутать. Село раскидало свои домики на разных уровнях живописнейшего ландшафта между гористыми возвышенностями с диковатыми скальными выходами и змеей вьющейся внизу речушкой. Про такие места принято говорить «наша Швейцария», как будто Швейцария является всемирным эталоном красоты и гармонии. Человек, родившийся и выросший в Кыне, обречен навечно запечатлеть его образ в своем сердце и, где бы он потом ни оказался, невольно сравнивать, искать и не находить в окружающем этот идеал земного существования и единения с природой, а потому вечно томиться, ностальгировать и стремиться вернуться в родные места. По этой причине, очевидно, Кыну суждено жить вечно. Известные нам страницы его прошлого свидетельствуют о том, что он достаточно благополучно выходил из различных исторических и экономических передряг. Например, когда во второй половине 19 века выяснилось, что все окрестные железные рудники выработаны, граф Строганов акционировал свой металлургический завод, с участием местных жителей был организован первый в России потребительский кооператив, и это позволило Кыновскому заводу просуществовать еще почти 50 лет. Фестиваль «Кыновские зори», похоже, тоже относится к разряду «спасательных» мероприятий, которые может быть даже не совсем осознанно были инициированы разными заинтересованными людьми для того, чтобы поддержать старинное село, где сегодня работают лишь бюджетные организации да десяток частных предпринимателей, обслуживающих насущные нужды селян и выполняющих небольшие лесозаготовительные заказы. Природный, духовный и энергетический потенциал этого местечка располагает к подобным инициативам, и в течение лета в Кыне проходят целых три фестиваля: в июне – «Кыновские зори», в июле – День рождения села и в августе – «Парнасские забавы», говорят, весьма популярная у бардов уральских городов тусовка. И это, как выяснилось, не предел. Глава района, присутствовавший на проводах нашей Рыбы, поделился задумкой проводить здесь еще один, краевой фестиваль, в котором допустима будет и наша вогульская тематика. Живет идея поставить на берегу памятник сплавщику «железных караванов» и таким образом отметиться как место так называемой «горнозаводской цивилизации». Дожидается своего часа красивейший Свято-Троицкий собор, его выбитые окна и двери уже забиты досками и фанерой, чтобы ветер и непогода не гуляли внутри и не усугубляли разрушения, причиненные в эпоху атеизма. А Краевой центр охраны памятников будто бы вынашивает конкретные планы начать реконструкцию остатков старого завода: в Кыне сохранились полуразрушенные производственные здания, амбар, развалины плотины, сложенный из валунов причал на берегу Чусовой. Вообще, как выяснилось, существует даже некая цельная стройная программа «устойчивого развития» села, основанная на продвижении событийного туризма и поддержанная Министерством градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края.. Фестиваль «Кыновские зори» проводился уже в 24-й раз. Вообще это смотр художественной самодеятельности сельских клубов Лысьвенского района, вернее заключительный его этап – выступление победителей. Но организаторы стараются сделать его более зрелищным и содержательным, с использованием «современных технологий». (Кстати, виденные в Кыне персонажи от царя и деда мороза до «дикаря» в эротическом комбинезончике и восточных красавиц заставляют думать, что то обстоятельство, что клуб является сегодня на селе одним из немногих учреждений, где люди могут работать и получать зарплату, прямо пропорционально процветанию клубной попсы). На открытии прошлогоднего фестиваля из-за поворота реки выплывал на лодке сам «граф Петр Строганов». Нынче «для изюминки» пригласили нашу Большую Рыбу. Еще участники «Кыновских зорей» ходят на Плакун-гору, где по местному преданию женщины плакали, вспоминая своих ушедших на 25-летнюю службу сыновой, а по другой версии – ссыльных мужей, работавших на рудниках. Там устраивают костер, проводят ритуал. В первый день мы ходили по Кыну с восторженными чувствами. Нас поселили в школе искусств на самом высоком и солнечном месте села. Душевные местные жители снабдили нас деревенским молоком, сметаной, картошкой, замороженными лещами, а ночью еще и принесли из общественной кухни, где готовили кушанья для праздника, горячие пирожки «на завтрак». Даже наш принципиальный Ян поутру легко согласился проводить свой обряд прямо у дороги на маленьком каменистом пляже, где предложили организаторы, а не на травке за селом, как выбрал он сам. Однако к концу второго дня наша восторженность сильно поубавилась. Сейчас я думаю, что основная причина была все-таки в том, что пошел дождь. Тот самый дождь, который, как утверждают старожилы, разражается каждый фестиваль и имеет свойство долгое время не прекращаться, так как тучка «цепляется» за местные горы и пока не изольет весь запас воды, никуда не двигается с места. Тот самый дождь, который здесь сильно ждали, так как его не было с мая месяца, и Ян даже пошутил, что дождь - это коллективное желание жителей Кына, выполненное Большой Вогульской Рыбой в первую очередь. Но когда пошел дождь, стало отчетливо видно, что праздник уже закончился. На клубной сцене еще выступали не успевшие выступить самодеятельные артисты, в душном зале их наблюдали спрятавшиеся от дождя зрители. По улицам кучковались те, кому требовалось чего-то помимо хлеба и зрелищ. Праздника уже не было. На Плакун-гору никто не пошел. Все, кто за все это отвечал, благополучно сняли с себя бремя ответственности и под шум дождя удалились отмечать очередной проведенный фестиваль. Вот и наша Большая Рыба доплыла только до конца косы на краю села. Детский фестиваль «Видеодорожка» поплыл дальше без нее. У организаторов фестиваля была красивая идея сплавиться с Большой Рыбой по Чусовой, побывать на вогульских местах и снять об этом фильм. Однако, как выяснилось, никто не задавался всерьез вопросом как, собственно, нашей деревянной пятиметровой Рыбе плыть по имеющей течение и извилистое русло реке хотя бы на отдельном катамаране. Каждый думал, что это решит кто-то другой. Так всегда бывает, когда у движущей силы нет души. Когда отсутствует душа, праздник кончается или не происходит вообще.