Надежда Окорокова
27 апреля
Несмотря на совсем не летнюю погоду, лето для нас уже наступило. Большая Рыба начала свой путь в Каспийское море. Кризисные явления не помешали запустить Рыбу как планировали – на выставке «Туризм и отдых» на Пермской Ярмарке. Кризисные явления выразились в дефиците финансовых средств (впрочем, было ли время, когда мы не испытывали денежного дефицита?), но дефицита энтузиазма у нас никогда не наблюдалось. Спасибо Андрею Ложкину, который трубил со мной на выставке все четыре трудных дня от звонка до звонка и Юре Русинову, приходившему на Пермскую Ярмарку как на работу, даже отстояв сутки на охране Культурно-делового центра. Спасибо Мише Мокрецову, который специально приехал из Всеволодо-Вильвы и провел на нашем стенде бурный день, рассказывая всем желающим свои бесконечные сказки про быка Махора, Старца-Мудреца с волшебными «вехами» и других обитателей созданной им Вогульской тропы. Спасибо Кате Гриценко, появившейся в последний момент, но успевшей за эти несколько часов до закрытия выставки профессионально поработать как настоящий менеджер по туризму. Спасибо замечательным музыкантам Леше Мехоношину, Лене Синн, Андрею Михайлову, Ирине Пыжьяновой и художнику-универсалу Оле Алехнович, представившим «лицо» проекта в самый ответственный момент. Спасибо Саше Зайкову, Сереже Пищулеву и Илье Бондаренко, помогавшим все носить, собирать, разбирать, увозить. Спасибо Ане Коростелевой, без раздумий побежавшей в печатный салон, когда выяснилось, что заканчиваются раздаточные материалы. Спасибо Галине из фирмы «Наше дело», до позднего вечера за счет своего свободного времени печатавшей наши раздатки. Отдельное спасибо дирекции Пермской Ярмарки за то, что сделали нам максимальную скидку по оплате аренды, предоставили самое лучшее место в павильоне и закрыли глаза на то, что наша Большая Рыба вызывающе не уместилась на восьми квадратных метрах выделенной площади. И, конечно, большое спасибо авторам Рыбы - Яне Соляковой и Наталье Сунцовой, без которых ничего бы просто не было.
Когда за три дня до открытия выставки Наташа позвонила мне и сказала, что Рыба будет «длиной шесть, ну или, может быть, пять метров», я прежде всего подумала о бедной беременной Ирине Евгеньевне, которая накануне с математическими выкладками доказывала мне, что трехметровый объект на площади два на четыре метра уместится с трудом, а если учесть, что будет присутствовать еще жердевая конструкция типа шалаша для подвешивания, то какой-то своей окружностью не уместится точно. Однако Яна художница и ее творческая голова вдохновилась именно словом «Большая». В прошлом году Наташа делала нашу первую Рыбу тоже большой, и Рыба получилась огромной, но только в масштабах Наташиной квартиры. Когда Рыбу привезли в Парк имени Горького, она оказалась достаточно заурядной по размеру и удачно вписалась в пространство чума без покрышек. В нынешней Рыбе масштабы квартиры, где ее пришлось собирать, уже не принимались во внимание. Ни один человек не посмеет назвать нашу Большую Рыбу просто Рыбой. Она действительно большая. Рыба настолько большая, что все вдруг воочию увидели весь наш проект и поняли какой он замечательный, прикольный, добрый, увлекательный. Успеху на выставке мы обязаны Большой Рыбе.
Еще Яна и Наташа вернули Большой Рыбе исторический прообраз – она похожа на щуку. Эту рыбу всячески выделяло население Пермского края. Коми-пермяки считали, что она связаны с кулем – водяным, хозяином подземного царства, именно в образе щуки являются людям его многочисленные дети. Из щуки запрещалось печь поминальные пироги, а кое-где есть ее и даже ловить. Пермский этнограф Г.Н.Чагин в книге «Рыболовство в Пермском крае в стародавние времена» приводит свидетельства чердынских старообрядцев о том, что щука когда-то считалась «поганой», но ее начали употреблять в пищу, когда обнаружили щучью челюсть и другие головные косточки в виде креста. Эти косточки служили важным атрибутом коми колдунов и тодысей (знахарей). В той же книге есть данные о поклонении щуке коми крестьянами из Усть-Кулома. Они с большими предосторожностями ловили эту рыбу в озерке Кадомском и потом использовали исключительно в целительных целях. Все эти легенды, традиции и суеверия можно отнести к отголоскам верований древних угроязычных жителей края и их трансформациях в религиях и верованиях более позднего населения. Манси до сих пор называют щуку покровительницей рода, священной. Прошлым летом в Игриме, в гостях у удивительной женщины и замечательной мастерицы Тамары Семеновны Мезенцевой, мне довелось отведать настоящей мансийской ухи.
Сваренные щуки большими кусками лежали на блюде в центре стола, а юшку разлили гостям по кружкам. Когда дело дошло до щучьих голов, сидевшие за столом (мы ехали в деревню Ломбовож на традиционные Шешкинские чтения – своеобразные курсы по сохранению мансийской идентичности, в которых принимает участие цвет мансийской интеллигенции) начали внимательно разбирать кости: вот нога, вот птица… Этнопедагог Раиса Гаврильчик сказала, что так испокон веков делали в воспитательных целях: дети понимали, кого съела щука и опасались бегать по берегу реки.